Официальный сайт клуба =БУРАН=

"ОГУРЕЦ" ИЛИ ДЕВЯТЬ ВЕРЁВОК ОТРИЦАТЕЛЬНОГО СНЕГА
/Перепечин А.А. a.k.a. Большой/

[ Версия в формате MS Word ]

Раз, два, три, четыре… Раз, два, три, четыре… остановился, посмотрел назад. Семён в пяти метрах сзади, а Санька только появился из-за горизонта. Трудновато, ё-моё, после полугодового перерыва тропить вверх по глубокому снегу.
И вот она, причина нашего прибытия сюда, вот он "огурец".

Утро. Всё в снегу и светится ярко синим цветом. Вчера на заходах началась пурга и продолжалась всю ночь, а сейчас всё под белым одеялом и отсвечивает каким-то космическим оттенком.

Выход. Наш путь лежит к вершине Динозавр, к его южному контрфорсу, к маршруту известному как "огурец". Вышли как обычно, на час опоздав от намеченного срока, и сразу же за "банькой" встряли в конкретное тропилово. Сначала ничего, а потом всё хуже и хуже. Надо сказать, что на этот раз в ущелье мы были первыми, и нас приветствовала чудесная целина – рай для "райдера", но не для альпиниста.

Пообедав четыре раза по пути, где-то около часа дня мы подошли к началу маршрута и как водится сели "перекусить". Перекусывая, решили, что на гору сегодня не пойдём. Уж очень много факторов против нас: слишком поздно, устали, слишком жарко (а кому-то холодно) и вообще непруха. Сошлись на том, что пощупаем стену и домой.

Пока я делал станцию, Сеня как всегда впрягся вперёд всех, нацепил одну из двух касок, залез метров на пять вверх и оттуда сказал: "Страхуйте, господа, я полез…".

Пролопатив полверевки в своём фирменном стиле, он мне крикнул: "…Сань, отойди подальше от стены и направляй меня, а то я тут ни хрена не вижу куда лезть…". Отойдя метров на пять, я увидел что наш доблестный Семён на раскаряку застрял в одном месте и что самое интересное, почему-то подпирает задом нависающую стенку. Как в последствии выяснилось, он проходил щелевато-каминистое образование методом чего-то или кого-то, где просто необходимо подпирать что-то своим задом. Насував на первой верёвке в гору кучу железа, он выполз на полочку, хорошенько привязался и довольно крикнул, что перила-то мол готовы. Настала очередь Александра Ивановича показать как он мастерски и профессионально умеет обращаться с таким чудом и великим изобретением человека как жумар. Санька пролетел верёвку очень быстро, так что я не успел заметить чего-нибудь подозрительного в его действиях.

Потом минут 40 мужиков не было видно. Я достал камеру и занялся фотосьёмкой горных пейзажей, заснеженных вершин и кучи нашего железа, и только редкие, но меткие камушки прилетавшие сверху, напоминали о том, что со мной, вернее надо мной, ещё есть два моих друга, которые почему-то произносят иногда очень нехорошие слова и сильно кричат.

Вечер, костёр, тепло и уютно. На маршруте провесили две верёвки. По Денисову описанию их ещё должно быть около трёх до вершины "огурца". Но это завтра. А сейчас по чайку и в спальничек.

Следующий день нас встретил великолепной солнечной и морозной погодой. Из лагеря под маршрут подошли за час по твёрдому снегу. Пока то да сё, оделись, попили, Сеня прожумарил до конца перил и сообщил, что он нас ожидает. Мы извинились, что заставляем его ждать и поспешили наверх. Александр Иванович наотрез отказался идти крайним в группе и быстренько встегнув жумар ушуршал наверх. Услышав заветную команду "перила свободны", я снял станцию, развязал узелок на конце верёвки и начал подъём. Где-то в середине перил, когда пролез я ещё не много, но уже достаточно для красивого падения с множеством кульбитов, мой жумар почему-то отказался хвататься за верёвку и пропускает через себя её свободно и вверх и вниз. Немного поговорив с ним на языке известном как матерный, он вдруг заработал, но через пару метров перестал. Вот так я и допериливал вторые полверёвки, постоянно разговаривая с жумаром, не обделяя при этом вниманием снег, камни, Александра Ивановича постоянно спускающего камни и свой рюкзак. Скажу вам, это очень неприятно, жумарить по одинарной верёвке с развязанным на конце узлом, да когда жумар гоняет свободно в обе стороны.

Заканчивая работать на второй верёвке, и уже видя довольное мурло Александра Ивановича, я в очередной раз подтянулся и схватился за камень. Как всегда мне повезло – камень оказался живой, и я вместе с ним поехал назад. И опять мне повезло – жумар сработал. Рывок и… Всё барахло, что весело у меня на накопителе, красиво звеня и кувыркаясь улетело вниз. Мне почему-то сразу вспомнились все родственники того человека который шил мою систему, я даже заметил какой сегодня чудесный день, погода и многое другое. Ну и конечно же не забыл себя, потому как не проверил систему перед боем.

Подойдя к Саньке, я сообщил ему сию радостную весть, отобрал у него "спускач" и поехал собирать железо. Несомненно, удача в этот день была со мной – я нашёл всю кучу немногим выше первой станции. Всё собрав я благополучно вернулся к своим друзьям.

Далее маршрут перешёл из разряда скальных в разряд снежных, причём снег преодолевался всеми известными и не очень способами.

Наше продвижение по маршруту напоминало работу землекопов. Сначала Семён, утопая по горло, месил вертикальный снег уходил на все 50 метров верёвки, затем мы с Шуриком начинали доить те же самые 50 метров.

После спуска, мы поняли, что с помощью альпинизма приобрели ещё одну замечательную профессию: дояр-снегокоп. Мысль о том, что мы пополнили социальную сферу обслуживания не давала нам в тот вечер уснуть. Но это всё было после спуска, а пока мы копали и доили, доили и копали.

На исходе девятой верёвки мы выползли под непонятную балду, всем своим видом отдалённо напоминавшую конец огурца и начало его вершины. Стоя на станции под этой самой балдой по пояс в снегу, Сеня как обычно начал топтать снег. Когда до макушки осталось метра полтора, он, как когда-то в далёком 1953 году Тенцинг на Эвересте, воткнул в снег "кайло" и, надо сказать, не аккуратно как-то воткнул. Так вот, после самого этого втыкания, весь тот снег, который мы копали, начал двигаться вниз, и быстро так задвигался, что стало как-то не по себе. Через пять секунд весь кулуар под нами закрылся в огромном облаке снежной пыли от сходящей лавины. Зрелище красивое, но немного страшное.

Экстренно посовещавшись, мы решили линять. Линять решили туда, куда уехал снег, т.к. известно, что в одну воронку два раза и всё такое… Тем более, что там где проходил наш дальнейший маршрут, была огромная линия отрыва метра в полтора высотой. Линяли по-взрослому, на двух верёвках, а потом вниз бегом, бегом.

Короче выжили. Спустились усталые, но довольные.
Спустившись посмотрели на лавинный вынос. Ё-моё! И ещё раз Ё-моё!!!

Вот так вот мы сходили первую свою 4Б.
А понесло нас на этот маршрут, то, что нужна нам была гора в "клетку", а Динозавр по "огурцу" осталась единственной 4Б во всём районе (Зуун-Хандагай), за что спасибо Афанасьеву А.Е.
Ну да ладно.
Спасибо за внимание и удачи всем.

Участники:

Семёнов Александр Вячеславович (Сеня)   Жилинский Александр Иванович (Мастер)   Перепечин Александр Александрович (Большой)

Вершина: Динозавр (Тункинские гольцы, Зуун-Хандагай)