Официальный сайт клуба =БУРАН=

УСТЬ-БАРГУЗИНСКАЯ ЭПОПЕЯ
/Содномов А.Э. a.k.a. Содном/

[ Версия в формате MS Word ]

В период со 2 по 5 мая 2003 г., я (Содном) будучи в здравом уме и трезвой памяти, четко отдавая отчет происходящему совершил поездку в п.г.т. Усть-Баргузин, с целью овладеть навыками подледного лова рыбы :) Короче говоря, поехал я на рыбалку. Случилось во время этой поездки не мало, а рассказать обо всем не хватит у меня ни времени, ни терпения. В общем, пишу про самое интересное :)

Миха Иванов a.k.a. Ворон – большой друг Соднома.

Про «Шумахера» и фингал…

Не прошло и десяти минут, как я переступил порог Михиного дома, как подъехали сам Миха и его брат Саня. Пообедав, Миха мне сказал, что б я собирался на рыбалку. Честно сказать, я был немного ошарашен таким поворотом событий: ведь я только приехал и вдруг БАЦ! сразу в бой! Ну что ж в бой, так в бой подумал я. Миха достал из шкафа неимоверное количество одежды и сказал, что б я все это одел. Одевшись, я почувствовал себя космонавтом в скафандре :) В таком состоянии я стал садиться на мотоцикл. Мотоцикл у Михи был «Урал» с коляской. В коляске было чего-то битком, и я сел на заднее сиденье. Ручка не сиденье была оторвана, и держаться приходилось за само сиденье, а в двух варежках это было проблематично… Миха завел мотор и началось!... Никогда бы не подумал, что Миха такой «Шумахер»! Он несся по колдобинам, как мне показалось с какой-то дикой скоростью, я пока доехал до места дважды чуть не слетел с транспорта. Представляю, приехал бы Миха, обтянулся, а меня и нет... Перед самым съездом на лед Миха показал мне неподалеку на карьер, и сказал что оттуда вид бешенный. Ну, что я сюда приехал отдыхать, сказано – сделано! Заехали туда на такой же дикой скорости, какую развивал до этого. Карьер находился на некоторой возвышенности. Раньше там добывали щебень, а после того, как его забросили, местные (типа Михи) там устроили небольшое стрельбище. Кто из охотников, стреляли из ружей, а менты шмаляли из табельных автоматов. Вид и вправду был потрясный: на ослепительно белом поле Баргузинского залива, огромным темно-синим силуэтом выделялся массив полуострова Святой Нос, изрезанный полосками снега в складках хребтов. На белом поле множеством черных точек, на разном удалении от берега, рыбачили люди. «Ну ладно, посмотрели и хватит» сказал Миха заводя мотор. В общем съехали мы на лед, а на этом льду как оказалось довольно много трещин, раскрытие которых достигает десятков сантиметров и такие Миха преодолевал с небольшого разгона. Передо мной простиралось то самое огромное белое поле, и где-то посередине него находилась «камчатка» - так называли удаленные от берега места рыбалки. Подъехав поближе Миха выключил мотор, и мы доехали до места с накату. «Камчатка» представляла собой доски связанные между собой с накинутым на них брезентом, для защиты от ветра. Сойдя с мотоцикла, я пошел знакомиться с людьми. На льду рыбачили Михин отец Сергей Алексеевич (С.А.), знакомый Николаич, его сын Антоха и мужик с села Баянгол – Белигто (он заготавливал бормаш для рыбалки, но как и я на рыбалке был впервые). С.А. сказал Михе, что бы он продолбил во льду еще одну лунку. Миха взял печню (инструмент с виду напоминающий копье), а я взял сачок (что-то вроде дуршлага). В перерывах между колкой льда, я выгребал сачком необычайно красивые льдинки из пробоины. Миха долбил лед что есть мочи, и я что бы лучше видеть весь процесс немного наклонился в сторону лунки. И вдруг БАЦ! в глазах потемнело - это Миха ручкой печни со всего маху долбанул мне под глаз! Три часа после этого я держал у глаза льдинки, которые я так старательно вытаскивал… [next]

Про первую рыбу… [continue]

Продолбив лунку, Миха вручил мне специальную удочку (которую называли «мотыль») привязал к ней поплавок и палочкой наглядно показал, как должна клевать рыба. Я весь сосредоточился на поплавке. А в это время люди вокруг начали вытаскивать рыбу за рыбой. Мне стало интересно и я побежал смотреть на добычу, и как раз в тот момент когда я отходил от лунки мой поплавок стал дергаться и Миха вытащил хариуса средних размеров. На рыбу я все-таки сходил посмотрел, а потом поймал таки хариуса. Особенность этой рыбалки в том, что крючок без зазубринки на конце и поэтому наверх рыбу нужно тянуть очень быстро и без перерывов. Рыбу удили с глубины семнадцать метров, так что в первый раз я запутался в леске. Леску распутывали вместе с Михой, точнее Миха распутывал, а я помогал. В общем, так я и поймал свою первую рыбу.

Про посвящение в рыбаки…

Где-то к полудню народ стал собираться к обеду. Все поднялись с мест и стали организовывать столик. На дне мотоциклетной коляски, на примусе закипал чайник. Весь импровизированный столик заставили едой. Михин отец достал подаренную накануне бутылку «хара архи» (или просто водки) и сказал о том, что нужно меня посвящать в рыбаки, так как я в первый раз на рыбалке, и вообще на замерзшем Байкале. Он передал емкость Белигто, и он по нашему бурятскому обряду первую порцию передал местным духам, произнося какую-то молитву. После чего, как говорил Белигто, все пошло «по резьбе». Рыба после этого ловиться стала даже, как будто лучше. Теперь я, можно сказать, «настоящий» рыбак! :)

Про миражи…

Солнце выходило в зенит, и стало сильно припекать. Я сидел на ящике со снастями и рыбачил. Стало совсем жарко, я снял бушлат и вдруг Михин отец говорит мне: «Посмотри, как берег задрался! Видел когда-нибудь миражи?». И, правда, перешеек полуострова Святой Нос как бы приподнялся над горизонтом, и казалось, что берег это не тонкая полоска, как это было раньше, а крутая горка. Потом Миха указал мне на рыбачащих вдалеке людей. Расстояние было большое, но можно было различить фигурки и мотоциклы возле них. Миха сказал мне, что по идее их видно не должно быть, так как ни находятся в километрах десяти от нас. Чуть позже солнце передвинулось, и люди исчезли, как будто их не было, но зато стал подниматься берег у поселка, и стала видна река Баргузин. Голубую ленту реки было отчетливо видно в белом фоне ледяных глыб по берегам. Через час все опять встало на свои места. Вот такие чудеса рефракции…

Про первый «провал»…

Дело неуклонно приближалось к шести часам (примерно в это время на нашей «камчатке» сматывают удочки, в прямом смысле) и Миха засек контрольное время, по, завидным, часам на цепочке. Контрольным временем он называл, примерно, пятиминутный промежуток времени, в течение которого никто не вынимал из лунки ни одной рыбы. Так Миха назначал контрольное время несколько раз, пока рыба не стала ловиться в пятиминутный промежуток :) После чего все дружно стали собираться: я, Белигто, Антоха и Николаич стали собирать развешенный брезент, Михин отец заботмашивал (прикармливал рыбу бормашем – рачком бокоплавом) в каждую лунку, а Миха делил улов. После сборов, все стали рассаживаться по жележным коням. На один мотоцикл сели Миха, Белигто и я; на другой Николаич, Антоха и Михин брат Саня; Сергей Алексеевич сел на велосипед. Наш водила крутанул ручку газа и мотоцикл рванул с места. Так мы ехали до прибрежных трещин, которые к слову сжимались и раскрывались по неопределенному закону. Ну в общем две из них мы преодолели без особого труда, а вот у самого берега наш мотоцикл со всего маху провалился под лед. Правда провалился не очень сильно, мы с Белигто послетали с транспорта, а Миха удержался и к тому времени пока мы очухались, уже начал вытаскивать его за переднее колесо. Тут и мы подошли на помощь, мотоцикл был довольно тяжелый, а лед у трещины раскачивало с неприятной амплитудой. Короче вытащили мы его, а тут и второй мотоцикл подоспел. Выбрались на берег, и только на твердой земле я стал отходить…

Про мотоцикл…

Вечером я Миху попросил научить меня мотоциклом управлять. Ну, сказано-сделано! А чего нам, мы парни лихие :) Поехали мы с ним на автодром школьный. Там Миха учился и на права сдавал. Автодром, кстати говоря, очень даже неплохой: с воротами всякими, насыпями и крутыми поворотами. Короче Миха вкратце рассказал о предназначении педалей и показал, как ими пользоваться. Сел я на переднее сидение и сделал все, как Миха говорил. В общем, рванул и проехал несколько кругов вокруг автодрома. Попутно Миха объяснил, как переключаются передачи, как тормозить и включать задний ход. Потом видимо решив, что харе балдеть мы поехали в магазин за пивом. Приехав домой, мы с Михой вытащили из коптилки рыбу и уже совсем внутри, дома, вместе с Сергеем Алексеевичем смаковали с пивом копченого хариуса.

Про сны на мотоцикле…

До чего ж это неудобно сидеть на чем-либо весь день без разгрузки спины. В такие дни понимаешь, что великий человек придумал спинку для стула :) Вот я так сидел, сидел и смотрю, Саня ловко так лег на мотоцикл Николаича и заснул. Подумал, подумал и решил тоже прилечь, благо два мотоцикла. На руль положил Михин свитер, сверху накрылся бушлатом, что бы не дуло и как-то незаметно стал отрубаться, как вдруг… ЩЕЛК! Открываю глаза, а там Миха довольный такой с фотоаппаратом! Ну, думаю, подожди сам, заснешь, я тебя запечатлею! С такими мыслями я отрубился на полтора часа. Проснулся оттого, что жарко уж очень стало. Через некоторое время и Миху сон смарил. Только он заснул, я стал фотоаппарат искать, Саню к поискам подключил – нет фотоаппарата! Только после того, как Миха проснулся. оказалось, что он из хитрости прибор в карман свой спрятал :)

Про второй «провал», «группу спасения» и пожар…

Заканчивался третий день на льду. Лед изредка громко потрескивал, и от этого становилось как-то не по себе. Первый раз я аж подскочил, когда он затрещал, чем вызвал веселье в рядах опытных. Ну, в общем, начали складываться, как обычно. Улов в этот день был скромнее, чем вчера, хотя утро, казалось, многое обещало. Из поселка поднимался столб черного дыма, и Михин отец предположил, что это опять подожгли свалку, на том все и сошлись. Погрузившись, мы выехали. Нужно сказать, что лед с каждым днем становился все хуже, в том смысле, что его толщина заметно сократилась, со дня моего приезда. У берега вообще, караул, что творилось. И вот в такой «караул» мы то и попали… В метрах ста – ста пятидесяти от берега в начиналась полоса исключительно опасного льда. Лед был не то, что бы тонкий, а просто он весь был, как бы размокший, с «кашицей» на поверхности. Сначала мы ехали на мотоцикле, и перед самым ненадежным местом Миха сказал, что б мы сошли. Николаич ехал за нами. Миха попытался аккуратно проехать сомнительный участок и где-то по средине провалился по колеса. Мы с Белигто побежали на помощь, но тут лед подо мной стал обламываться и я провалился одной ногой. Посмотрев в сторону Белигто, я увидел, что он тоже выбирается из пробоины. Я немного отполз назад и увидел, как Миха, тоже проваливаясь, пытается вытащить мотоцикл. К нему в это время подошли Белигто и Николаич. Отдышавшись, я аккуратно по боку обойдя пробоины, дошел до мотоцикла, и уже все вместе мы довели мотоцикл до относительно безопасного участка. Потом мы помогли Николаичу проложить доски по пути следования его мотоцикла, и он уже благополучно выехал на берег. Неподалеку от нас провалился всеми четырьмя колесами УАЗик «таблетка» (микроавтобус) с прицепом. Все пассажиры были невредимы, но машина встряла основательно. Миха отъехал ненадолго уладить какие-то дела, а мы остались его ждать на берегу. Стоим смотрим на лед и видим, как мотоциклист летит на всей скорости и прямо на УАЗик. С УАЗика люди встали, машут ему, мол «ты куда, дурак, едешь?!». В самый последний момент он отвернул и каким-то чудом проскочил опасный участок. Помню, мы еще удивились, а он тут, как уроется в лед. И маты… Тут Белигто говорит: «Помочь мужику надо…» и сам так тихо в сторону отходит. Я ему сказал, мол, чего ты там, пошли помогать. Сняли мы бушлаты и побежали к пострадавшему. Пострадавшим оказался старик на старом ИЖовском мотоцикле. Он очень сильно ругался матом, и говорил, что больше не поедет на рыбалку, но при этом оговариваясь: «в этом году». Подкладывая доски и проваливаясь, мы все же вытащили дедона на сушу. Позже Санька нас назвал «группа спасения, в составе … » Поблагодарив нас, старик с матами скрылся в направлении поселка. Тут подъехал Миха и мы поехали домой. Высадив Белигто, мы проехали по переулкам и стали подъезжать к дому. Я то ни чего бы сразу и не заметил, но Михин привычный глаз заметил перемены: везде валялись доски, со столба свисали обрезанные провода. Подъехав поближе, сразу стало все ясно. Напротив Михиного дома сгорели постройки во дворе соседей. Говорят, что тушили три пожарные машины. В поселке был сильный ветер и чудом огонь не перекинулся на дома…

Вот такие приключения… :)